© 2005-2024 «Студия Диалог»
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Сделано в студии:
Генеральный продюсер:
Евгений Фридлянд
По вопросам концертов и PR:

Премьер-министр Вконтакте    Премьер-министр на Facebook
Одноклассники.ру    YouTube канал группы Премьер-министр

Логотип РуТьюба    
19/07/2006
ТАЛАНТЫ И ПРОДЮСЕРЫ
Мир шоу-бизнеса продолжают сотрясать войны между продюсерами, исполнителями, спонсорами. Публика помнит громкие скандалы, связанные с уходом певицы Валерии от продюсера Шульгина, нежеланием Димы Билана сотрудничать с супругой Ю. Айзеншписа. Вот уже год продолжается конфликт между участниками поп-группы "Премьер-министр" и ее бывшим продюсером Евгением Фриндляндом о правах на наименование и репертуар.
Представляя одну из сторон в споре, адвокатская фирма "Юс-тина" столкнулась с давно существующей, но до сих пор не решенной юридической проблемой взаимоотношений участников музыкальных групп и их продюсеров. Рассмотрение многочисленных аспектов этого спора в разных судебных инстанциях позволяет поставить и разрешить, увы, далеко не все проблемы, ставшие причиной конфликта.

Хотя шоу-бизнес подчиняется единым гражданским законам, далеко не все ситуации в правовой сфере удается разыгрывать как по нотам. Однозначного ответа на вопрос о справедливой правовой структуре взаимоотношений между участниками музыкальных групп, их продюсерами и спонсорами в законодательстве нет. Постараемся тем не менее осветить некоторые аспекты этих правоотношений и дать рекомендации, как лучше строить отношения продюсерам и исполнителям.

Главное, чтобы правовое закрепление отношений произошло в начале пути, когда еще можно, как говорится, "на берегу" решить все юридические вопросы, в том числе и по "разводу" и выплате друг другу справедливых компенсаций.
Следует иметь в виду, что "музыкальная группа" не является организационно-правовой формой юридического лица, признаваемой российским законодательством, она не может приобретать права и нести обязанности от своего имени. В частности, она не может быть обладателем прав на товарный знак, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (в ред. от 11 декабря 2002 г., с изм. от 24 декабря 2002 г.) "обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо".

Таким образом, очевидно, что для защиты своих прав участникам музыкальных групп разумно объединяться в юридические лица. Наиболее предпочтительной организационно-правовой формой для такого объединения, с нашей точки зрения, является общество с ограниченной ответственностью.

Продюсеру для эффективной защиты своих прав также необходим статус юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Одним из ключевых моментов сотрудничества продюсеров и участников музыкальных групп является, несомненно, вопрос о праве на наименование группы. Такое право должно оформляться регистрацией товарного знака за соответствующим лицом. Законодательство о товарных знаках сегодня исходит только из одного посыла - приоритета подачи заявки на регистрацию. Между тем, по сути явления, необходимо учитывать, кто оказывает соответствующую услугу, производит товар, в нашем случае - с кем ассоциируется у потребителя название группы. В этом плане вопрос о законности регистрации товарного знака за продюсером группы представляется дискуссионным. С одной стороны, взаимоотношения между сторонами обычно регулируются продюсером, как лицом более опытным, финансово обеспеченным и несущим риски, связанные с вложением средств в "раскрутку" исполнителя. С другой - в результате действий продюсера у потребителя возникает стойкая ассоциативная связь между наименованием группы и ее участниками (лидером). Для слушателя было бы странно видеть группу "Премьер-министр" без четверки солистов: Бодолика, Чанышева, Григорьева, Джейсона.

Учитывая коллизионные нормы и неурегулированность данного вопроса, следует прийти к выводу, что принципиальной, с точки зрения Закона "О товарных знаках", является необходимость защиты прав потребителя. Отсюда возникает правомерный вопрос: не будет ли регистрация товарного знака за продюсером противоречить п. 3 ст. 6 данного Закона, запрещающему регистрацию товарного знака, способного ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров?

У участников группы возникают смежные (исполнительские) права на репертуар, а в случаях, когда они одновременно являются авторами музыки или текстов исполняемых песен - и авторские права. Что касается авторских прав, то, с нашей точки зрения, в случае отсутствия соответствующих положений в договоре между продюсером и участниками группы они должны регулироваться ст. 14 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. от 20 июля 2004 г.), которая закрепляет за автором авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей, в то же время закрепляя за работодателем исключительные права на использование соответствующего служебного произведения. Данная конструкция регулирования представляется наиболее справедливой, хотя ее применение дискуссионно и объясняется скорее аналогией, чем прямым указанием закона.

В целом, в отсутствие четкого законодательного регулирования отношений по поводу создания и деятельности музыкальных групп представляется необходимым заключать детально выверенные в юридическом отношении договоры по каждому направлению деятельности, как это уже делают многие продюсеры и исполнители. Определенные надежды на ясность в регламентации данных вопросов юристы связывают с введением в действие четвертой части ГК РФ, которая будет содержать положения по интеллектуальной собственности и авторскому праву.

Екатерина БУРОБИНА

Газета "Бизнес - адвокат" №14